Тяжёлое машиностроение, лёгкое на подъём

Двигателем прогресса в тяжёлой промышленности сегодня выступает малый и средний бизнес.

Павел Наумченко, генеральный директор ЗАО «Красноярское предприятие технологического машиностроения («КрасПТМ»)», не боится ввязываться в тендеры с нестандартными задачами, конкурентами-фаворитами и прочими «отягчающими обстоятельствами». Не так давно «КрасПТМ» выиграл у монополиста рынка тендер на поставку перемешивающего устройства для ЗИФ Олимпиадинского ГОКа (ЗАО «Полюс»). На первый взгляд задача выглядела пустяковой: механизм должен был равномерно перемешивать 400 кубометров пульпы вместе с бактериями, окисляющими сульфидные руды. Но именно в этой равномерности и таился подвох – установку нужно было сконструировать так, чтобы потоки равномерно перемещались не только в горизонтальной плоскости, но и сверху вниз. «Собрали специальную конструкторскую команду, спроектировали, поставили. Всё это время конкуренты над нами откровенно посмеивались: не будет работать!» Однако заработало, а от «Полюса» поступил заказ ещё на 15 единиц.

Менеджмент высоких скоростей

Изготовление нестандартного оборудования – редкий сегмент рынка, где фактически равны шансы крупных и средних производителей. В конкурентной борьбе за заказы крупных корпораций – а ЗАО «КрасПТМ» работает почти исключительно с «тяжеловесами» рынка, такими как «Евразхолдинг», ОАО «ЗапСиб» или «Норильский никель», – последние могут положить на весы не только индивидуальное мастерство решения изобретательских задач, но и нестандартные инструменты продвижения собственных решений. Так, пару лет назад «КрасПТМ» выиграл несколько тендеров на поставки на Ванкорское месторождение комплектующих для модульных систем и опор для трубопроводов, включая эстакады, фермы, мосты. И, выполняя первый заказ, по собственной инициативе упаковал металлоконструкции, которые принято в лучшем случае обматывать проволокой, по стандартам бытовой электроники – на специальном оборудовании, со специальной лентой и этикетками. После чего менеджмент компании-заказчика распорядился, чтобы остальные поставщики паковали свою продукцию «по образу и подобию».

Следующим шагом стал апгрейд проекта скользящих опор под трубопровод. Из-за температурных перепадов и разницы между температурой нефти и окружающей среды труба монтируется на опору не жёстко, чтобы, расширяясь или сжимаясь, она могла по ней скользить. И если в Норильском промрайоне в качестве скользящей поверхности используется нержавейка, то на Ванкоре иностранные проектировщики заложили в проект тефлон, который в России не выпускают.

Проконсультировавшись со специалистами Санкт-Петербурга и Перми, «КрасПТМ» предложил ему адекватную замену – фторопласт, не уступающий тефлону по физическим характеристикам, но дающий значительный лаг по цене.
Правда, возможностей для использования подобных ноу-хау в «нефтянке» у «КрасПТМ» не так уж много – мощности предприятия исторически «заточены» под потребности металлургических и обогатительных производств, и заказчик № 1 здесь «Норильский никель», для которого «КрасПТМ» может поставлять практически любое сложное оборудование, вплоть до металлургических печей. Собственно говоря, заказам «Норникеля» компания и обязана своим появлением. В начале 90-х Павел Наумченко, как и все ключевые специалисты будущего «КрасПТМ», работал на красноярском экскаваторном заводе. После очередной смены собственников стало понятно, что предприятие рушится. Заказы, в том числе «Норильского никеля», на завод по-прежнему шли, но выполнять их завод не мог и не хотел. При этом в стране были контрагенты, которые хотели и могли. Вот тогда Павел Наумченко, директор по маркетингу, по долгу службы отвечавший за исполнение договорных обязательств, и стал «человеком и заводом тяжёлых экскаваторов» в одном лице. Поскольку он сам выстраивал сбытовые связи и персонально отвечал за выполнение контрактов, под него было создано новое предприятие, куда перешла весомая часть профессионалов. Имея широкие кооперационные связи на всём постсоветском пространстве, «КрасПТМ» в считанные месяцы развернул контрактное производство – и Норильск не заметил потери бойца. С тех пор течение времени здесь измеряют навигациями. На сегодняшний день завершено четырнадцать. «Мы не сорвали ни одной, отгружаем день в день, – с законной гордостью констатирует «человек и пароход» Павел Наумченко. – Я работал со многими компаниями и готов ответственно заявить, что стадия проработки и изготовления заказа у нас одна из самых быстрых в России».

Небо. Самолёт. Девушка

Высокие скоростные характеристики предприятия Павел Наумченко объясняет «хорошей генетикой» компании – короткими вертикальными связями, многофункциональностью основных подразделений и особым корпоративным духом, заданным «на заре времён» отдельными легендарными личностями вроде директора по маркетингу Надежды Хахалиной, для которой дать ответ до конца рабочего дня – срок необычайно долгий. По её словам, скорость принятия решений – главное конкурентное преимущество небольшого по отраслевым меркам «КрасПТМ» на рынке, где остались единицы заводов-гигантов и внушительный сегмент крупных предприятий в «полутяжёлом весе», которым пока удаётся держаться на плаву. «Большое предприятие – это долгий документооборот, долгие согласования. А мы славимся тем, что достаточно быстро изготавливаем, быстро обрабатываем документацию и несём полную ответственность за то, что производим».

На практике это означает, что в любой нештатной ситуации, например, при обнаружении факта брака, специалисты компании немедленно вылетают на объект, и оборудование либо ремонтируется на месте, либо вывозится на завод за счёт собственных средств предприятия. Надежда Хахалина вспоминает последний случай, когда брак произошёл даже не по вине «КрасПТМ» на Михайловском ГОКе (район Курской магнитной аномалии): «Сразу, до всех разбирательств, туда была послана машина. Пять тысяч километров туда, пять тысяч обратно. Забрали, исправили, привезли». Впрочем, в истории компании это далеко не самый выдающийся случай. Однажды для спасения деловой репутации потребовалось зафрахтовать самолёт. «Подвёл партнёр, который должен был поставить запчасть, и мы не успели в срок собрать и отгрузить мотор-редуктор. Пришлось нанимать самолёт и организовывать срочную авиадоставку до Норильска. Это обошлось нам в приличную сумму, но лицо мы сохранили». В другой раз, чтобы вывезти очередной нестандартный заказ в порт, пришлось разобрать ворота предприятия и даже демонтировать ЛЭП.

Привет Большому брату

После таких прецедентов самые экстремальные методы управления репутационными рисками в компании никого не пугают. По счастью, прибегать к ним приходится нечасто. На сегодня «КрасПТМ» – это отлаженный инжиниринговый и производственный комплекс, с чёткой системой исполнения заказов. Контрактное производство компания по-прежнему сохраняет и, по словам Павла Наумченко, будет сохранять и дальше, поскольку это позволяет оставаться крупным поставщиком. Однако основные силы и средства – как заработанные, так и привлечённые – направляются на развитие собственных мощностей. У компании уже есть своя металлобаза, которая работает исключительно на комплектацию заказов. Кроме того, четыре года назад «КрасПТМ» приобрёл производственную площадку «Машзавод», выкупив ремонтные цеха «Сибстали», к тому времени заморозившей производство и не раз перешедшей из рук в руки. Первые полтора года ушли на восстановление систем жизнеобеспечения и перепрофилирование предприятия. Сейчас завод отгружает в среднем до тысячи тонн грузов в месяц, что выглядит достаточно скромно для поставщиков типовых строительных металлоконструкций и очень весомо для рынка нестандартизированных заказов, в которых может не повторяться ни одна деталь. До конца 2008 года «КрасПТМ» намерен удвоить мощности «Машзавода», существенно нарастив площади основного корпуса. Также в планах предприятия закупка 10-12 единиц немецкого металлообрабатывающего оборудования, создание современного заготовительного участка и перевод всего производства на платформу ИСО. Первый шаг – введение независимого контроля качества – уже сделан. (Критиковавший в своё время госприёмку Павел Наумченко признал её эффективность в рыночных условиях и вывел процедуру приёмки продукции из подчинения завода.)

Своей сильной стороной «КрасПТМ» считает полный цикл производства – от чертежа до упаковки. Конструкторский отдел в контакте с техническими службами заказчика и отраслевыми НИИ решает «любые задачи по модификации и доработке оборудования под специфические нужды конкретного заказчика». Правда, специфические нужды самых продвинутых заказчиков СФО пока существенно скромнее специфических возможностей исполнителя. Рынок невосприимчив к новому. На модернизацию основных фондов российские компании идут очень неохотно, поскольку это недёшево. К тому же «КрасПТМ» нередко оказывается заложником прошлых успехов. «Несколько лет назад поставили три сгустителя на Талнахскую фабрику. Во время последней командировки предложили: давайте привезём конструкторов, проведём модернизацию. А нам ответили – «Спасибо, не надо – отлично работают».

Разность потенциалов

Услуги сервисного обслуживания мировых лидеров в отечественном тяжёлом машиностроении тоже приживаются с трудом. Российские компании не готовы к постоянным затратам, даже если в итоге они дают существенную экономию. Хотя у мировых лидеров, таких как «Катерпиллар», подобная практика распространена давно.

Благосклонность отечественного заказчика к зарубежному оборудованию и сервису Павел Наумченко понимает: «Наше машиностроение загнали. Потенциал хороших конструкторов, технологов выбит, и я не вижу среди заканчивающих политехнические институты людей, которые хотят строить свою дальнейшую карьеру на машиностроительном предприятии. Заводы непривлекательны для молодых – старое оборудование, старые корпуса. Многие из бывших гигантов сегодня просто коптильные цеха с ужасающими условиями труда. Тот же Китай, куда сейчас переводят производство многие российские компании, говорит: вы отстали навсегда. Китайские власти в последние годы начали последовательно развивать тяжёлое машиностроение, причём, не в пример России, развивать очень грамотно. Если у нас транспортные плечи раскиданы на тысячи километров, то там весь кластер строится в радиусе 300 км: тут металлургический завод, рядом машиностроительный. Отрасль, и в первую очередь малый и средний бизнес, освобождают от налогов. То же самое можно наблюдать и на Украине. А мы вынуждены заниматься металлоконструкциями, потому что собственную металлургию нам не потянуть. Если ничего не изменится, придётся размещать контракты в том же Китае».

Несколько контрактов по чугунной отливке «КрасПТМ» уже разместил в Поднебесной. Хотя, по оценке Надежды Хахалиной, мощности красноярского тяжпрома сегодня загружены от силы на 40-45%.

Сам себе Минпромэнерго

Впрочем, «КрасПТМ» не ждёт милости от Минфина и Минпромэнерго и последовательно выстраивает собственную промышленную политику, перераспределяя в пользу машиностроения денежные потоки из сегментов с более высокой нормой прибыли. Два года назад компания зашла в строительную нишу, построив торгово-развлекательный комплекс Samolёt на Краснодарской, 40а, включающий торговые и офисные площади, ночной клуб, кафе, детский игровой центр, банкетные и бильярдные залы, площадку для боулинга, гостиницу и подземную стоянку. В качестве якорного арендатора приглашён «Рамстор». Общая площадь ТРК – 13 тыс. квадратных метров. До прихода московских девелоперов он оставался крупнейшим в городе. Кроме того, холдингу принадлежит автосервисная сеть «Автоплюс Гарант» и сеть косметических и фитнес-салонов «Экзотика».

По словам Павла Наумченко, новые направления открывались скорее интуитивно, но на сегодня все они рентабельны и ни одно компания сворачивать не намерена. Однако в развлекательный бизнес и индустрию красоты серьёзные инвестиции в обозримом будущем компания не планирует. Развивать решено автосервисы (как оказалось, каждый квадратный метр в «Автоплюс Гаранте» генерирует в 2-3 раза больше выручки, чем в крупнейших красноярских автотехцентрах площадью 5-6 тыс. «квадратов»), строительный бизнес и «серьёзное машиностроение».

На строительном рынке «КрасПТМ» рассчитывает укрепить свои позиции в нише малоэтажного строительства. Рынок строительных металлоконструкций потенциально также привлекателен, и в ближайшее время компания намерена несколько облегчить себе жизнь, запустив серийное производство, доля которого пока очень незначительна. Однако основной профиль в любом случае не изменится – «продукция, во-первых, сложная, во-вторых, нестандартная. Конкуренция в этом сегменте меньше, потому что он требует больших интеллектуальных и организационных затрат, на которые не многие готовы и хотят идти. Да и глупо было бы, накопив такой потенциал, стрелять из пушки по воробьям».

Основным препятствием для реализации этой стратегии, признаёт Павел Наумченко, остаётся ограниченность управленческих ресурсов. «Лучшие дивизии» невозможно перебросить на новый фронт, из-за чего новые проекты развиваются медленнее, чем хотелось бы. Выход компания видит традиционный – сформулировать достаточно сложную задачу в духе заявленной миссии: «Быть, а не казаться». Для первого малоэтажного проекта она выглядит так: создать место, где самим хотелось бы жить. Реализация назначена на 2008 год.

Павел Наумченко: – Основным направлением для нас будет «серьёзное» машиностроение. И всё же грех не использовать возможности, которые открывает строительный бум.

Справка:
ЗАО «Красноярское предприятие технологического машиностроения» образовано в 1990 году на базе Красноярского завода тяжёлых экскаваторов.

Основное направление деятельности – специализированное производство нестандартного оборудования.
На протяжении многих лет предприятие является партнёром крупнейших металлургических, машиностроительных, добывающих компаний страны, таких как ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Евразхолдинг», ОАО «ЗапСиб», ОАО «Роснефть», ЗАО «Ванкорнефть», «Кольская ГМК», ОАО «Ангарский НХК» и др.

С 2006 года развивает строительный бизнес. Крупнейшие проекты: торгово-развлекательный центр Samolёt, строительство коттеджного посёлка «Английский парк». 

По материалам журнала «Экономическое обозрение» №5 август 2008 г.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Новости

17 апреля 2013 г.

Поздравляем от всей души вед. технолога ООО"Машзавод" Киселева Валерия Ивановича с юбилеем! Желаем сил, здоровья, успеха и профессионального роста!

16 апреля 2013 г.

Коллектив ООО"Машзавод" организует 20.04.2013 субботник  по уборке территории. Чистота - повышение производительности труда и хорошее настроение!

28 сентября 2012 г.

Услуги Компании

Металлоконструкции любой сложности

Потенциал ООО «Машзавод», заложенный металлургическим гигантом «СибЭлектроСталь» советских времен, получил новое развитие в виде современного симбиоза инжиниринга и производственного комплекса. Металлоконструкции любой сложности входят в обычный ассортимент выпускаемой предприятием продукции, что делает его заметным среди признанных металлургических гигантов.


Индустрия черной и цветной металлургии является важнейшей составляющей для экономики России. Важной вехой успеха металлургического комбината является обогатительное оборудование для горной промышленности, позволяющее значительно повысить выход продукции при одновременном сбережении энергоресурсов.

Строительные металлоконструкции, предлагая высокую технико-экономическую эффективность, создали массовое применение их в промышленном и гражданском строительстве.

Главная | Компания | Производство | Наши заказчики | Вопрос-Ответ | КМД | Новости | Медиагалерея
Сейчас на сайте: 0 гостей, 0 пользователей.